Разбушевавшийся кризис ставит крест на поставке в наши войска в ближайшие годы не имеющей аналогов, лучшей в мире бронемашины.
В данном случае я очень хочу, чтобы этот мой прогноз ни за что не оправдался. Но он, к сожалению, таков: недолгая, хотя и широко распиаренная история новаторского российского и единственного в мире танка четвертого поколения Т-14 «Армата», кажется, подошла к концу. Вопреки обещаниям Кремля, вопреки посулам разработчиков и производителей, армия «Армату», полагаю, никогда не получит ни для чего, кроме как для войсковых испытаний.
«Армате», увы, скорее всего, суждено остаться в истории отечественного ВПК с обидным для отлично задуманной, хотя сыроватой боевой машины, прозвищем «парадный танк». И печально навечно встать в экспозицию знаменитого музея бронетехники в подмосковной Кубинке. Чтоб уж там-то десятилетиями будить у посетителей парка «Патриот», любимого детища министра обороны РФ Сергея Шойгу, горестные мысли: «Мы почти смогли сделать лучший в мире танк. Но у нас не получилось. Шальные деньги страны власть спустила на другое».
С чего вдруг такой пессимизм? Он навеян сразу несколькими официальными заявлениями, которые прозвучали по этому поводу в последнее время.
Первый и самый главный: согласно пресс-релизу Минобороны РФ, в нынешнем году ни одного танка Т-14 «Армата» Вооруженные силы не получат. Даже для войсковых испытаний. Хотя еще в начале 2019 года было официально заявлено, что первая партия из 12 Т-14 поступит в ВС РФ в начале нынешнего года. А войсковые испытания «Арматы» уже давно должны были идти во 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии Западного военного округа.
На самом деле пополнение Сухопутных войск России в 2020-м составят лишь, как написано в казенной бумаге, «более 120 модернизированных танков Т-72Б3М». Которые представляют собой глубоко модернизированную версию боевой машины, разработка которой была начала еще в Советском Союзе в 1967 году.
К этому, следует, видимо, добавить и батальонный комплект Т-90М «Прорыв», уже поставленный нашим военным «Уралвагонзаводом» в апреле. Говорят — это просто отличная машина. Но все же не долгожданная «Армата». К тому же, и новых «Прорывов» нашим танкистам, как следует из упомянутого пресс-релиза, до самых новогодних елочек тоже не видать.
Второй тревожный сигнал на ту же тему, как ни странно, — бравое и наделавшее много шума в мире заявление главы Министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова по поводу «Арматы», сделанное относительно недавно, 19 апреля. Мантуров, напомню, тогда сообщил, что Т-14 «Армата» была испытана в боевых условиях в Сирии. Мол, отечественные конструкторы многое из этого дела почерпнули, а «Министерство обороны заказало дополнительные технические решения для того, чтобы выйти уже на серийную поставку со следующего года в рамках того контракта, который был подписан».
Не станем придираться к внезапно откуда-то возникшему с подачи министра Мантурова «следующего года». Работа над любым новым современным танком — сложнейшая, «сдвиги вправо» в сроках для нее не исключение, а, скорее, правило. К тому же в истории с «Арматой» такие сдвиги давно носят хронический характер. Помните нелепое с позиций нынешнего дня заявление руководства «Уралвагонзавода», сделанное, вообще-то, не так давно — в 2015 году? Тогда нам было очень смело сказано, что предприятие уже получило заказ на изготовление (только не падайте со стула те, кто это «планов громадье» подзабыл!) 2300 экземпляров Т-14 до 2020 года. Просто армада «Армат» какая-то была обещана нам совершенно на «голубом глазу»!
Ладно, сегодня мы не станем травить душу и вспоминать о тех мифических тысячах. Хотя и их ведь кто-то из страшно ответственных лиц в Москве и на Урале с чего-то насчитал? Нам бы понять, куда подевались хотя бы те жалкие 12 боевых «Армат», что считанные месяцы назад посулили армии «в начале 2020 года». Возможно, их (или часть из них) предварительно испытали в борьбе с бородатыми бандитами на Ближнем Востоке?
Ой, что-то не верится. Вы только попытайтесь найти хоть сколько-нибудь разумный ответ на простой и одновременно сложный вопрос: «Зачем»?
Зачем тащить одну или несколько наших «Армат» в Сирию
морем или по воздуху? Чтобы там они погонялись за пулеметными «тачанками» местных боевиков, изготовленными на базе современных полугрузовиков типа «Тойота»? Постреляли из 125-мм гладкоствольной пушки 2А82−1М по вырытым в песчаной почве окопам? И все это — в условиях полного отсутствия огневого противодействия со стороны достойных противников вроде американских танков «Абрамс», израильских «Меркава» или германских «Леопардов»? Однако ведь именно для грядущих битв с этими бронированными монстрами «Армата» и была изначально задумана в России.
Но, если не доводить дело до абсурда — тогда чем могла заниматься в Сирии наша бронированная краса, гордость и надежда? Да еще так, чтобы результатами испытаний заставить конструкторов с Урала снова озадачено чесать в затылках?
Пылить в песках и жариться под беспощадным солнцем? Для этого не нужно танк тащить за тридевять земель. Песков и жары у нас достаточно, например, на берегах Каспия.
Тогда что, скажите Мантуров, делала наша «Армата» в Сирии? Понятно, что ответа от этого адресата ждать бесполезно. Тогда послушаем других.
К примеру, полковника в отставке и бывшего танкиста, а ныне — известного военного эксперта Виктора Мураховского. По горячим следам тот заявил интернет-изданию «Взгляд»: «Применение „Армат“ в Сирии — это красивая легенда… При возможностях воздушной разведки, как при использовании беспилотников, так и космических средств спутниковой разведки США, о появлении „Арматы“ в Сирии было бы уже известно».
Стало быть — фейк. Но зачем он Мантурову? А вот тут-то ответ как раз на поверхности. И весьма логичный: Вооруженные силы РФ в обозримой перспективе, по сути, отказываются от «Арматы». Как сырой и очень дорогой. На ближайшие годы в Министерстве обороны в закупках решено отдать предпочтение Т-90М, Т-80 и Т-72Б3М.
Далее — чистая арифметика от бывшего директора НПЦ исследовательских работ в военной области полковника в отставке Петра Черкашина.
По его данным, на анонсированные «Уралвагонзаводом» в 2015 году умопомрачительные 2300 танков Т-14 стране потребовалось бы выделить не менее двух триллионов рублей. А на модернизацию до приемлемого уровня каждого из танков Т-72 и Т-80, которых у нас со времен СССР множество на базах хранения вооружений по всей стране, необходимо затратить всего по 200−250 миллионов рублей за штуку.
Множим, делим. Получается, полагает полковник Черкашин, что «за те деньги, что выделяются на новый танк, можно провести модернизацию 10 тысяч танков (Т-72 и Т-80 — „СП“) и нарастить выпуск танков Т-90, имеющих хороший экспортный потенциал». В условиях нынешнего глубочайшего кризиса и на глазах тающих бюджетных доходов столь бронебойный аргумент способен отправить в глубокий нокаут даже саму чудо-«Армату».
Нам, конечно, 10 тысяч танков совсем не нужно. Прорыва к Ла-Маншу в планах нынешнего Генштаба ВС РФ точно не значится. Так ведь и двух триллионов на новое вооружение в обозримой перспективе нашим танкистам не видать, как своих ушей. Особенно — под шлемофоном.
Как уже сказано в пресс-релизе Сухопутных войск, 120 Т-72Б3М до конца 2020 года — вот теперь наш потолок. До него дотянуться бы. Что тоже, судя по тому, что творится за окном, вовсе не факт.
К тому же, очень похоже, что в руководстве страны как раз за разработку и производство нового оружия отвечает нынче не самый большой доброжелатель «Арматы» — бывший заместитель министра обороны, а ныне — вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. Еще в середине 2018 года он публично задался вопросом: «Ну и зачем наводнять „Арматами“ все Вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с „Абрамсами“, „Леклерками“ и „Леопардами“ по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит».
Вообще-то от столь влиятельного лица это уже тогда звучало практически приговором Т-14.
А для чего же все-таки пару недель назад министр Мантуров столь увлекательно рассказывал нам про будто бы состоявшиеся испытания «Арматы» в Сирии? Полагаю, потому что Денис Валентинович в условиях нарастающего бюджетного дефицита России напряженно думает, как бы вернуть хотя бы часть денег, уже затраченных на этот проект, который (повторим красивую фразу) «опередил свое время». Вот и попытался не слишком ловко привлечь к распиаренной бронированной новинке внимание потенциальных зарубежных покупателей.
А что? Вот ведь в конце 2018 года индийское издание The Economic Times сообщило, что Дели рассматривает возможность закупки 1770 новых танков на замену устаревшим Т-72 по программе FRCV (multipurpose future ready combat vehicles). И в приоритетах у индийцев тогда, по данным издания, значился именно российский проект Т-14 «Армата».
Впрочем, для экспорта любого оружия обычно существует важное условие: оно должно уже стоять на вооружении армии страны-экспортера. Так в случае с «Арматой» обойти его несложно. Хоть когда-нибудь те, предназначенные для войсковых испытаний 12 Т-14, наверное, все же доберутся до Таманской дивизии. Поскольку уже в принципе готовы.
Побегает та дюжина малость по дивизионному полигону. По итогам испытаний можно заявить, что все прошло — не подкопаешься. И объявить, что «Армата», наконец, принята на вооружение Российской армии. Потом приглашать индийцев (или кто там еще пожелает?) самим полюбоваться на это российское бронечудо. И начинать переговоры по выгодному контракту.
Справка «СП»
По мнению экспертов, опрошенных агентством РБК, стоимость опытного образца танка Т-14 «Армата» к 2015 году оценивалась в $ 7,9 млн. (более 500 млн. рублей по нынешнему курсу).
Завод-производитель заявил, что по состоянию на 2016 год стоимость танка составляет 250 млн. рублей. По состоянию на 2018 год, по данным Gazeta.ru, цена каждого Т-14 оказалась не менее 320−350 млн. рублей.
https://svpressa.ru/war21/article/264784/
В данном случае я очень хочу, чтобы этот мой прогноз ни за что не оправдался. Но он, к сожалению, таков: недолгая, хотя и широко распиаренная история новаторского российского и единственного в мире танка четвертого поколения Т-14 «Армата», кажется, подошла к концу. Вопреки обещаниям Кремля, вопреки посулам разработчиков и производителей, армия «Армату», полагаю, никогда не получит ни для чего, кроме как для войсковых испытаний.
«Армате», увы, скорее всего, суждено остаться в истории отечественного ВПК с обидным для отлично задуманной, хотя сыроватой боевой машины, прозвищем «парадный танк». И печально навечно встать в экспозицию знаменитого музея бронетехники в подмосковной Кубинке. Чтоб уж там-то десятилетиями будить у посетителей парка «Патриот», любимого детища министра обороны РФ Сергея Шойгу, горестные мысли: «Мы почти смогли сделать лучший в мире танк. Но у нас не получилось. Шальные деньги страны власть спустила на другое».
С чего вдруг такой пессимизм? Он навеян сразу несколькими официальными заявлениями, которые прозвучали по этому поводу в последнее время.
Первый и самый главный: согласно пресс-релизу Минобороны РФ, в нынешнем году ни одного танка Т-14 «Армата» Вооруженные силы не получат. Даже для войсковых испытаний. Хотя еще в начале 2019 года было официально заявлено, что первая партия из 12 Т-14 поступит в ВС РФ в начале нынешнего года. А войсковые испытания «Арматы» уже давно должны были идти во 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии Западного военного округа.
На самом деле пополнение Сухопутных войск России в 2020-м составят лишь, как написано в казенной бумаге, «более 120 модернизированных танков Т-72Б3М». Которые представляют собой глубоко модернизированную версию боевой машины, разработка которой была начала еще в Советском Союзе в 1967 году.
К этому, следует, видимо, добавить и батальонный комплект Т-90М «Прорыв», уже поставленный нашим военным «Уралвагонзаводом» в апреле. Говорят — это просто отличная машина. Но все же не долгожданная «Армата». К тому же, и новых «Прорывов» нашим танкистам, как следует из упомянутого пресс-релиза, до самых новогодних елочек тоже не видать.
Второй тревожный сигнал на ту же тему, как ни странно, — бравое и наделавшее много шума в мире заявление главы Министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова по поводу «Арматы», сделанное относительно недавно, 19 апреля. Мантуров, напомню, тогда сообщил, что Т-14 «Армата» была испытана в боевых условиях в Сирии. Мол, отечественные конструкторы многое из этого дела почерпнули, а «Министерство обороны заказало дополнительные технические решения для того, чтобы выйти уже на серийную поставку со следующего года в рамках того контракта, который был подписан».
Не станем придираться к внезапно откуда-то возникшему с подачи министра Мантурова «следующего года». Работа над любым новым современным танком — сложнейшая, «сдвиги вправо» в сроках для нее не исключение, а, скорее, правило. К тому же в истории с «Арматой» такие сдвиги давно носят хронический характер. Помните нелепое с позиций нынешнего дня заявление руководства «Уралвагонзавода», сделанное, вообще-то, не так давно — в 2015 году? Тогда нам было очень смело сказано, что предприятие уже получило заказ на изготовление (только не падайте со стула те, кто это «планов громадье» подзабыл!) 2300 экземпляров Т-14 до 2020 года. Просто армада «Армат» какая-то была обещана нам совершенно на «голубом глазу»!
Ладно, сегодня мы не станем травить душу и вспоминать о тех мифических тысячах. Хотя и их ведь кто-то из страшно ответственных лиц в Москве и на Урале с чего-то насчитал? Нам бы понять, куда подевались хотя бы те жалкие 12 боевых «Армат», что считанные месяцы назад посулили армии «в начале 2020 года». Возможно, их (или часть из них) предварительно испытали в борьбе с бородатыми бандитами на Ближнем Востоке?
Ой, что-то не верится. Вы только попытайтесь найти хоть сколько-нибудь разумный ответ на простой и одновременно сложный вопрос: «Зачем»?
Зачем тащить одну или несколько наших «Армат» в Сирию
морем или по воздуху? Чтобы там они погонялись за пулеметными «тачанками» местных боевиков, изготовленными на базе современных полугрузовиков типа «Тойота»? Постреляли из 125-мм гладкоствольной пушки 2А82−1М по вырытым в песчаной почве окопам? И все это — в условиях полного отсутствия огневого противодействия со стороны достойных противников вроде американских танков «Абрамс», израильских «Меркава» или германских «Леопардов»? Однако ведь именно для грядущих битв с этими бронированными монстрами «Армата» и была изначально задумана в России.
Но, если не доводить дело до абсурда — тогда чем могла заниматься в Сирии наша бронированная краса, гордость и надежда? Да еще так, чтобы результатами испытаний заставить конструкторов с Урала снова озадачено чесать в затылках?
Пылить в песках и жариться под беспощадным солнцем? Для этого не нужно танк тащить за тридевять земель. Песков и жары у нас достаточно, например, на берегах Каспия.
Тогда что, скажите Мантуров, делала наша «Армата» в Сирии? Понятно, что ответа от этого адресата ждать бесполезно. Тогда послушаем других.
К примеру, полковника в отставке и бывшего танкиста, а ныне — известного военного эксперта Виктора Мураховского. По горячим следам тот заявил интернет-изданию «Взгляд»: «Применение „Армат“ в Сирии — это красивая легенда… При возможностях воздушной разведки, как при использовании беспилотников, так и космических средств спутниковой разведки США, о появлении „Арматы“ в Сирии было бы уже известно».
Стало быть — фейк. Но зачем он Мантурову? А вот тут-то ответ как раз на поверхности. И весьма логичный: Вооруженные силы РФ в обозримой перспективе, по сути, отказываются от «Арматы». Как сырой и очень дорогой. На ближайшие годы в Министерстве обороны в закупках решено отдать предпочтение Т-90М, Т-80 и Т-72Б3М.
Далее — чистая арифметика от бывшего директора НПЦ исследовательских работ в военной области полковника в отставке Петра Черкашина.
По его данным, на анонсированные «Уралвагонзаводом» в 2015 году умопомрачительные 2300 танков Т-14 стране потребовалось бы выделить не менее двух триллионов рублей. А на модернизацию до приемлемого уровня каждого из танков Т-72 и Т-80, которых у нас со времен СССР множество на базах хранения вооружений по всей стране, необходимо затратить всего по 200−250 миллионов рублей за штуку.
Множим, делим. Получается, полагает полковник Черкашин, что «за те деньги, что выделяются на новый танк, можно провести модернизацию 10 тысяч танков (Т-72 и Т-80 — „СП“) и нарастить выпуск танков Т-90, имеющих хороший экспортный потенциал». В условиях нынешнего глубочайшего кризиса и на глазах тающих бюджетных доходов столь бронебойный аргумент способен отправить в глубокий нокаут даже саму чудо-«Армату».
Нам, конечно, 10 тысяч танков совсем не нужно. Прорыва к Ла-Маншу в планах нынешнего Генштаба ВС РФ точно не значится. Так ведь и двух триллионов на новое вооружение в обозримой перспективе нашим танкистам не видать, как своих ушей. Особенно — под шлемофоном.
Как уже сказано в пресс-релизе Сухопутных войск, 120 Т-72Б3М до конца 2020 года — вот теперь наш потолок. До него дотянуться бы. Что тоже, судя по тому, что творится за окном, вовсе не факт.
К тому же, очень похоже, что в руководстве страны как раз за разработку и производство нового оружия отвечает нынче не самый большой доброжелатель «Арматы» — бывший заместитель министра обороны, а ныне — вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. Еще в середине 2018 года он публично задался вопросом: «Ну и зачем наводнять „Арматами“ все Вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с „Абрамсами“, „Леклерками“ и „Леопардами“ по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит».
Вообще-то от столь влиятельного лица это уже тогда звучало практически приговором Т-14.
А для чего же все-таки пару недель назад министр Мантуров столь увлекательно рассказывал нам про будто бы состоявшиеся испытания «Арматы» в Сирии? Полагаю, потому что Денис Валентинович в условиях нарастающего бюджетного дефицита России напряженно думает, как бы вернуть хотя бы часть денег, уже затраченных на этот проект, который (повторим красивую фразу) «опередил свое время». Вот и попытался не слишком ловко привлечь к распиаренной бронированной новинке внимание потенциальных зарубежных покупателей.
А что? Вот ведь в конце 2018 года индийское издание The Economic Times сообщило, что Дели рассматривает возможность закупки 1770 новых танков на замену устаревшим Т-72 по программе FRCV (multipurpose future ready combat vehicles). И в приоритетах у индийцев тогда, по данным издания, значился именно российский проект Т-14 «Армата».
Впрочем, для экспорта любого оружия обычно существует важное условие: оно должно уже стоять на вооружении армии страны-экспортера. Так в случае с «Арматой» обойти его несложно. Хоть когда-нибудь те, предназначенные для войсковых испытаний 12 Т-14, наверное, все же доберутся до Таманской дивизии. Поскольку уже в принципе готовы.
Побегает та дюжина малость по дивизионному полигону. По итогам испытаний можно заявить, что все прошло — не подкопаешься. И объявить, что «Армата», наконец, принята на вооружение Российской армии. Потом приглашать индийцев (или кто там еще пожелает?) самим полюбоваться на это российское бронечудо. И начинать переговоры по выгодному контракту.
Справка «СП»
По мнению экспертов, опрошенных агентством РБК, стоимость опытного образца танка Т-14 «Армата» к 2015 году оценивалась в $ 7,9 млн. (более 500 млн. рублей по нынешнему курсу).
Завод-производитель заявил, что по состоянию на 2016 год стоимость танка составляет 250 млн. рублей. По состоянию на 2018 год, по данным Gazeta.ru, цена каждого Т-14 оказалась не менее 320−350 млн. рублей.
https://svpressa.ru/war21/article/264784/